(на примере керамической промышленности)

Усиление интеграции ВОУ-производство

Наши координаты:

Предложения и пожелания

направлять по адресу: ic-tcti@yandex.ru

Phone: (99871)244-92-48

Fax: (99871)244-92-48

 

Компоненты проекта

Компонент 1. Внедрение инновационных методов обучения. Ответственный – технический координатор, Арипова М.Х.

Интерактивные методы организации учебного процесса, направлены, прежде всего, на развитие у студентов умения учиться, критически анализировать информацию, эффективно общаться и быть коммуникабельными. В учебном процессе интерактивные методы позволяют преподавателю создавать особую учебную среду, творчески конструировать учебную ситуацию, добиваясь повышения активности студентов в овладении знаниями и умениями, и, тем самым, улучшая качество учения последних. В свою очередь, студенты непосредственно ощущают результаты собственного учения. Оценка знаний не относится на конец семестра, а осуществляется непрерывно. При этом она носит публичный характер и определяется на основе навыков и умений студента.

Учебная среда существенно трансформирует мотивацию учения: в дело вступают такие стимулы как качественные и количественные характеристики результатов, публичность оценки, стремление проявить качества лидера, добиться личного признания не только у преподавателя, но и у референтной группы студентов.

Интерактивные методы преподавания не только позволяют проявиться способностям каждого студента, но и активно способствуют их формированию и совершенствованию. В частности, они дают возможность создать ситуацию, в которой бы студенты самостоятельно открывали и конструировали знания. Ценность такого сформированного умения в процессе овладения будущей профессией и в социальной практике не вызывает сомнения.

Введение элективных курсов обеспечит вариативность обучения.

Введение элективных курсов.

Планируется создание следующих учебных курсов к сентябрю 2019 года:

Технология производства майолики

Технология производства глазурных покрытий

Технология производства керамических плиток.

 Студенту будет дана возможность выбора обучения из трех предлагаемых направлений. Элективный курс является составляющим учебного процесса, направлен на всестороннее  развитие  личности,  углубление  профессиональных  навыков  и  знаний  будущих технологов.  Введение элективных курсов является одним из компонентов, который обеспечит углубление и расширение знаний студентов по выбранному направлению. Элективный курс будет  способствовать  успешной  адаптации  студентов  к  учебному  процессу  в  вузе,  формированию  активной  позиции  у  студентов  в  приобретении  знаний  и  умений.

В выполнение этого компонента будут вовлечены 3 человека.

 

1.2 Применение интерактивных форм и методов обучения

Будут разработаны и применены следующие интерактивные формы и методы обучения с сентября 2019 года.

Лекция-брифинг позволяет студентам, получив инструкции, задать вопросы, высказать свои мысли, рассуждать вместе с преподавателем. Студентам раздается инструкция, по которой преподаватель ведет свои рассуждения. Студенты, первично осмыслив материал, задают вопросы, высказывают суждения. Затем выдается следующая инструкция и т.д.

 

Лекция с ошибками обычно используется для закрепления ранее изученного материала и контроля за усвоением. Содержание лекций отпечатывается на отдельных листах и предлагается для самостоятельного изучения студентам. Они должны обнаружить в тексте ошибки и обосновать суть ошибок при последующем коллективном обсуждении текста лекции. Такая форма обучения способствует формированию умения осуществлять самоконтроль при изучении теоретического материала.

 

Лекция-дискуссия развивает критическое мышление, активизирует процесс принятия материала, способствует более глубокому его пониманию. Между изложением логических разделов лекции педагог организует беглый обмен мнениями. Участники дискуссии могут высказывать свое мнение с места, не вставая. Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции. Данный вид лекции оживляет учебный процесс, позволяет лектору управлять коллективным мнением аудитории.

 

Лекция-консультация формирует у студентов умение задавать вопросы. Способствует усвоению материала для его практического применения.

 

Интерактивные методы обучения будут использованы также при проведении практических занятий.

Варианты проведения практических занятий в нетрадиционной форме могут быть самыми различными. Это "мозговой штурм", "пресс-конференция", "эстафета", "сюжетно-ролевая игра", "диспут", "творческая мастерская", "конкурс шпаргалок", "творческая гостиная", " семинар-встреча" и др.

Использование интерактивных методов обучения студентов по специализированным дисциплинам позволяет повысить интерес как к профильным предметам, так и к реальным процессам; сформировать у них потребность занимать активную жизненную позицию; адаптировать к сложным жизненным условиям, в том числе при трудоустройстве.

В выполнение этого компонента будут вовлечены преподаватели кафедры «Технология силикатных материалов и редких благородных металлов» - 4 человека.

 

Компонент 2. Приобретение лабораторного оборудования. Ответственный – зам. рук. проекта Мкртчян Р.В.

Планируется приобретение рентгенофлуоресцентного спектрометра путем объявления тендера в декабре 2018 года и поставки прибора в течение 9 месяцев.

Рентгенофлуоресцентная спектрометрия - метод анализа для определения концентраций элементов от Be (№4) до U (№92) в диапазоне от ppm до 100% в различных веществах и материалах.

Прибор позволит определить химический состав различных природных материалов, которые являются составными компонентами керамических материалов. Рентгенофлуоресцентный спектрометр является необходимым инструментом при разработке новых и совершенствовании существующих керамических материалов.

После приобретения прибора будут разработаны методические указания к лабораторным работам на этом приборе и проведены лабораторные работы.

Прибор будет использоваться при проведении научных исследований в различных направлениях, в том числе при разработке новых и совершенствовании выпускаемых промышленностью составов керамических изделий.

Приобретение этого прибора позволит приобщить студентов к работе на современном аналитическом приборе.

В выполнение этого компонента будет вовлечено 2 человека.

 

Компонент 3. Усиление интеграции между ТХТИ и промышленным предприятием. Ответственные – Рузибаев Б,Р., Маткаримов З.Т.

 

3.1 Создание базы данных по проблемам предприятий керамической промышленности

Планируется создание базы данных проблем предприятий керамической промышленности в течение 3-х месяцев (январь-февраль-март 2019 года).  Это позволит выявить направления научных исследований по решению проблем предприятий и привлечению к реальной работе бакалавров, магистров и стажеров-исследователей.

В выполнение этого компонента будут вовлечены 6 человек

 

3.2 Решение проблем предприятия с привлечением студентов

Планируется изучение, обсуждение проблем предприятий по разработанной базе данных, составление плана по их решению начиная с апреля 2019 года и далее до полного решения выявленных проблем предприятий.

В процессе решения проблем предприятий улучшится качество выпускаемых изделий, повысится квалификация студентов и специалистов предприятий. Полученные результаты найдут отражение в курсовых работах бакалавров и диссертационных работах магистров.

В выполнение этого компонента будут вовлечены бакалавры, магистры и профессорско-преподавательский состав кафедры «Технология силикатных материалов и редких, благородных металлов»

 

3.3 Увеличение продолжительности преддипломной практики

Обоснованное обращение в Министерство высшего и среднего специального образования с предложением продлить преддипломную практику в декабре 2019 года.

Увеличение продолжительности преддипломной практики позволит студентам приобрести достаточный практический навык, который облегчит трудоустройство и послужит дальнейшей эффективной работе на предприятии.

В выполнение этого компонента будет вовлечен 1 человек.

 

Компонент 4. Утверждение согласованного учебного плана. Ответственный – Арипова М.Х.

 

После обсуждения существующих учебных программ с позиций приближения их к нуждам керамических производств будет осуществлена корректировка учебного плана во взаимодействии со специалистами керамического предприятия.

 

Компонент 5. Повышение квалификации. Ответственные: партнеры из Италии - Джульетта В. Рау; из Кореи - Jae-Shin Lee; предприятия - Рахманов Д.Б.; Ташкентского химико-технологического института – Арипова М.Х., Мкртчян Р.В., Кадирова З.Ч., Бабаханова З.А.

 

Обучение профессорско-преподавательского состава направлено на усовершенствование качества преподавания по керамическим материалам, их структуре и технологиям получения на современном этапе развития науки с использованием опыта специалистов из развитых стран Италии и Республики Корея. Будет осуществлен обмен опытом по проблеме усиления связи с промышленными предприятиями. В обучающих семинарах будут участвовать студенты, профессорско-преподавательский состав, представители предприятий. Будет осуществлено ознакомление с передовым опытом усиления связи с промышленными предприятиями в Университете Ульсан.

 

5.1 Семинар 1

Семинар – лекция, обсуждение  на тему: «Структурные исследования керамических материалов на современном оборудовании»  Цель семинара - повышение уровня знаний по структурному исследованию керамических материалов у студентов, профессорско-преподавательского состава и специалистов предприятия. Продолжительность составит 5 дней (20 ч) в апреле 2019 года. Лекцию будут читать партнеры из Италии (3 человека). Результат - приобретение теоретических и практических знаний по изучению строения керамических материалов с использованием современного аналитического оборудования.

5.2 Семинар 2

Семинар – лекция, обсуждение  на тему: «Внедрение новых путей интеграции между ВОУ и промышленным сектором в Корее». Цель семинара - ознакомление с  передовым опытом по интеграции между ВОУ и производством в Корее студентов, профессорско-преподавательского состава и специалистов предприятия. Продолжительность составит 5 дней (20 ч) в июле 2019 года. Лекцию будут читать партнеры из Кореи (3 человека). Результат - изучение передового опыта по интеграции между ВОУ и производством.

 

5.3 Семинар 3

Семинар – лекция, обсуждение  на тему: «Современные технологии в керамической промышленности»  Цель семинара – ознакомление с современными технологиями производства керамических материалов студентов, профессорско-преподавательского состава и специалистов предприятия. Продолжительность составит 5 дней (20 ч) в май 2020 года. Лекцию будут читать партнеры из Италии (3 человека).

Результат - изучение современных технологий, используемых в керамической промышленности.

5.4 Семинар 4

Семинар – лекция, обсуждение  на тему: «Пути модернизации керамических производств в Узбекистане». Цель семинара - ознакомление с  возможными путями модернизации керамических производств в Узбекистане студентов, профессорско-преподавательского состава и специалистов предприятия. Продолжительность составит 5 дней (20 ч) в июле 2020 года. Лекцию будут читать партнеры (3 человека) из Кореи. Результат - изучение путей модернизации керамических производств в Узбекистане.

 

5.5 Стажировка 1

Цель - ознакомление с опытом интеграции ВОУ с производством в Италии. Продолжительность составит 5 дней в ноябре 2019 года. На стажировку будут направлены 2 человека. Результат - изучение опыта интеграции ВОУ с производством в Италии.

 

5.6 Стажировка 2

Цель - ознакомление в действии с  инновационной программой Университета Ульсан, способствующей тесной интеграции между ВОУ и промышленным сектором и обучение работе на современных приборах. Продолжительность составит 2 недели в Корее в октябре 2019 года. На стажировку будут направлены 2 преподавателя и магистр. Результат – изучение инновационной программы Университета Ульсан, способствующей тесной интеграции между ВОУ и промышленным сектором. Приобретение навыков работы на современном аналитическом оборудовании.

 

5.7 Стажировка 3

 Цель - повышение уровня знаний по структурным исследованиям керамических материалов. Исследование структуры черепка и глазурного покрытия средневековой майолики из архитектурных памятников Узбекистана. Продолжительность составит 5 дней в октябре 2020 года в Италии. На стажировку будут направлены 2 преподавателя. Результат – определение химического состава и структурных особенностей керамических изделий.